четверг, 3 ноября 2016 г.

#Львов-ские зарисовки-2: однажды на Староеврейской

Каждый раз, когда приезжаю во Львов, он открывается мне с новых ракурсов, и при этом обычно или через разные интересные ситуации, или через новых и очень оригинальных людей. Жила бы тут постоянно - вряд ли бы что-то вообще заметила, а так: приехала, весь центр (благо он близко) хоть раз за всё время обошла, всё новое-странное-непонятное-интересное сразу увидела, кого из старых друзей-родственников смогла вытащить, то по новым или хорошо забытым старым кав ярням-кабакам на кофе повытаскивала - назад в Киев. Ещё месяца через 3-4 опять: приехала, весь центр обошла-... см выше ... - назад в Киев. И так уже 16 лет. Не жизнь - романтика!

Этим летом, при очередном обходе (точнее, оббеге) центра города с двумя сумками с кофе, карамельками ручной работы и тематической сувенирной продукцией Львовского ликёро-водочного завода + пачкой памперсов в зубах нарвалась на девушку из Львовского радио, которая просто кинулась брать у меня на улице интервью. Я даже не сопротивлялась, потому что свято верю в то, что чему быть, того не миновать. И тут Остапа понесло... Помню, как говорила и про ненормальное (на душу населения) кол-во банков, аптек и баров-ресторанов-пабов в городе, и про взвинченные туристами цены, и про нехватку хороших книжных магазинов с нормальной! общечеловеческой литературой, и про тот мусор, что горел, и про коррупцию, с  которой делает вид, что борется наша власть, и про псевдо-патриотизм, когда наличие вышиванки  ставится выше профессионализма и порядочности, и про детей и поколение гугл, которые и мало читают, и в библиотеки не ходят, а ещё меньше думают...

Но вместе с тем был и неимоверный позитив - фестиваль джаза с оч неплохой и креативной организацией, известными международными и национальными исполнителями и гостями, к-рый проходил под лозунгом "Джаз об єднує", с балдёжными улично-автобусно-парковыми открытыми концертами, да ещё и аккурат на мой день рождения.


В то же лето обнаружила, что у поляков стало модным учиться во Львовских ВУЗах (особенно в медицинском, дёшево это для них наверное), и что в чердачно-мансардовском квартирном помещении в нашем доме снимают квартиру весёлые афро-американцы. Словом, глобализация и культурная диверсификация  добралась и до нашей улицы... Это я ещё молчу про то, как утром 1 января этого года к нам в квартиру ломился в стельку пьяный здоровезный поляк в одних носках и на вопрос "Чего тебе здесь надо??" отвечал, что хотел бы немного пройтись. Так в одних носках и при минус 15 на улице и ушёл куда-то вниз по лестнице. Так и хотелось пожелать "С лёгким паром!" :))  

В этот приезд я, как только вышла с дочкой в центр, сразу увидела директора Львовской областной библиотеки для детей Ларису Лугову. Она была оч (по-львовски, этого у львовянок не отнять) элегантна  и спешила куда-то в сторону библиотеки, при этом договаривая и прощаясь с попутчицей. С Ларисой Анатольевной и её (вернее, и моей, и моих детей тоже) библиотекой у меня связаны только самые лучшие и личные, и рабочие воспоминания и впечатления, но мне стало как-то неудобно отвлекать занятого человека ради только одного "Добрий день" и ещё пары приятных фраз,  однако я поняла, что знак всё равно хороший.

И точно -дальше события развивались, как в одном из одесских рассказов Бабеля. Купив всё те же карамельки и присмотревшись к детскому мастер-классу по росписи пряников в Майстерне "Юрашки",  я с дочкой коротала время до встречи с подругой. Тут на улице Староеврейской нам навстречу вышел старый колоритный  еврей :) и, приняв нас за заблудившихся туристов, начал бойко опекать.  Я, опять же, не сопротивлялась и в награду получила массу удовольствия и полезной лирически-практически-финансовой информации.

С тех пор, как интеллигентные евреи начали массово уезжать со Львова в конце 80-х (для меня и моих одноклассников это были целые трагедии - уезжали наши лучшие друзья, к тому же самые смекалистые, кампанейские и талантливые ребята; мы провожали их - как хоронили навеки за тогда непонятным словом "Израиль-заграница" почти целым классом, рыдая и бежа за поездом на вокзале), таких людей я в городе практически не встречала. Он с дедовской нежностью рассказал, куда ходит обедать после школы его внук (шоб я так жила! :)), которого дома ничего есть не заставишь, какое маленькое кафе здесь "самое лучшее и только для львовян", как туда на выходных заходят бабушки после церкви и сидят за чаем и говорят по полдня, и никто их не выгоняет, как там самые низкие цены в городе за настоящий качественный яблочный штрудель, который я должна непременно дать попробовать во Львове своему ребёнку, как на странице про лучшие маленькие кафе Львова на ю-тубе Lvov 4you (да, дедуля ещё и продвинутый оказался), сделанной харьковчанами, это кафе стоит на первом месте и они всегда, когда приезжают, сюда заходят...

Словом, я быстро перестала сопротивляться и твёрдо последовала совету мудрого старца. В результате мы с дочкой и подругой со вкусом провели прекрасный тихий спокойный, необычайно вкусный (и при этом довольно-таки, как для современного львовского центра, экономный) и очень уютный вечер в месте, куда бы я сама наверное ещё нескоро заглянула, а потом ещё и наблюдали душещипательную сцену, когда наш провожатый и сам спустя час зашёл в Музей-кав ярню традиційної галицької кухні "Теплий п єц" с найденным его собакой кошельком с документами студентки-туристки из Запорожья, где он её и собирался дожидаться. Добрый и вездесущий дедушка заботливо осведомился, понравилось ли нам в заведении и дальше кормил нас присказками про здешние старые австрийские (те львовские) печи, краска для которых везлась из Индии (а вот здесь он, кажется, явно "заливал" :)) и сетовал, что мы так быстро уже уходим, не дождавшись, когда дракон из соседнего Дома легенд начнёт метать огонь и тд и тп.

Вспомнилось: дед рассказывал мне, как когда-то гулял по городу, встречал в центре знакомых и они в знак приветствия друг другу приподнимали шляпы и даже немного раскланивались, обмениваясь новостями про то, какие книги или собрание сочинений "выкинули по подписке" в книжном магазине на этот раз. А мама рассказывала, как они, будучи студентами экономического факультета Львовского университета часто обсуждали, кто какую новую книгу сейчас прочитал и где достать-взять ещё что-то новенькое и интересненькое. Среди их друзей - очень неслабых программистов, инженеров и прекрасных математиков, наводняющих просторы тогда ещё живых львовских НИИ и заводов Электрон, Кинескоп и иже с ними было немало евреев, которых уже давно след простыл. А я видела их немало в детстве по львовским музыкальным школам, тогда живым ещё шахматным клубам и медицинским учреждениям. Они, конечно же, прекрасно нашли себя в Израиле-Америке-Германии, где люди делятся не на патриотов и евреев/москалей/понаехали тут, а на умных/трудолюбивых/одарённых и не очень, в то время как здесь - на их малой родине, где они родились, выучились и честно и хорошо трудились, их демонстративно "задвигали" и, будь они хоть на 3 головы выше-талантливее-умнее местных "патриотов" или (раньше) партократов, не давали продвинуться выше рядового середнячка.

Это всё как-то моментально всплыло в памяти вместе с уже как-бы (вот именно, что только как-бы!) неимоверной ностальгией за всем тем (в основном хорошим), что было раньше в моём родном городе и что, конечно же, уже больше никогда не вернётся. Да нет, я не ною - город динамично развивается в сторону модного европейского (местами :)) культурно-туристического центра +  крупного IT-аутсорсинга, и это хорошо. Но вдруг опять дико захотелось просто выйти из дома, перейти через дорогу и (просто так, без предупреждающего телефонного звонка) забежать в гости к своей лучшей подруге детства маленькой чёрненькой Наташке и ко всей её милой доброй семье, по которой я скучаю даже спустя 26 лет после того, как она уехала из города и страны...

Да, дедуля, словом натворил ты дел в тот вечер... Чувствую, что таки скоро надо будет лететь в Чикаго. Уж очень по Наташке соскучилась, последний раз в 2010-м слетались - как она там без меня, когда кругом одни акулы капитализма?? :)

Ну и, чтобы не быть уж совсем голословной, я таки нашла и это видео, и этот канал, и даже этого деда :) (интересно, он на них работает или ему просто на пенсии делать нечего? :)) на ютьюбе. Прикоснуться к прекрасному можно здесь:



1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...